Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; TrustlinkClient has a deprecated constructor in /home/users/j/j13073013/domains/theviews.ru/325557ea4a4cfd1a5c0244a97632e1258a669c87/trustlink.php on line 2  История создания «Валериана и Лорелин» | THE VIEWS
26825456
754

История создания «Валериана и Лорелин»

Вышел новый фильм от режиссёра «Пятого элемента» Люка Бессона про агента Валериана (Дейн Дехаан) и его напарницу Лорелин (Кара Делевинь) в научно-фантастическом эпике «Валериан и город тысячи планет» по мотивам известной серии комиксов Жан-Клода Мезьера и Пьера Кристен. 

Сайт The Views предлагает Вам ознакомиться с историей создания знаменитого комикса.

Кристен и Мезьер

Ранние годы

Жан-Клод Мезьер родился в Сен-Маде, пригороде Парижа, в 1938-м году. В возрасте двух лет он делил бомбоубежище во время войны вместе со своим другом и будущим соавтором, Пьером Кристен.

До пятнадцати лет он учился в обычной средней школе, но, по словам Мезьера, был не слишком хорош в учёбе, хотя и не считал себя глупым. Он всегда хотел поступить в художественную школу. Страсть к рисованию проявилась у него под влиянием своего старшего брата, который в четырнадцатилетнем возрасте рисовал комиксы и издавал свои работы в журнале OK.  В тринадцать лет работы Мезьера впервые попадают на страницы журнала Le journal des jeunes издательства Le Figaro.

Тинтин в Калифорнии, 1952-й год

Под впечатлением от Тинтина он рисует стрип «Тинтин в Калифорнии» (Tintin in California), а потом и La Grande Poursuite, вдохновленной тематикой вестерна, столь полюбившегося жанра Мезьеру в детстве, когда тот смотрел фильмы с Бёртом Ланкастером, Джеймсом Стюартом и Гэри Купером. Мезьер отсылает La Grande Poursuite самому Эрже в надежде, что тот опубликует его, но в ответ получает лишь напутствие на будущее.

После школы он поступает в художественный колледж в столице. По небывалому совпадению, в том же классе, где он учился, был и Жан Жиро, будущий великий Мёбиус. Художник также после войны восстановил дружеские отношения с Пьером. Они вместе ездили на учёбу в одном вагоне метро, ходили в кино на малобюджетные фильмы и посещали книжные магазины, полные фантастикой и прочей массовой литературой.

В колледже он начал выпускать небольшие стрипы и иллюстрации в различных журналах, но не всегда был доволен качеством публикаций, считая, что издатели могли взять кого угодно, потому что комиксы не были в моде. На слуху тогда был только Тинтин Эрже – и этого им вполне хватало. Мезьер, как и многие другие авторы, получали за свои произведение буквально гроши, но для подростка это был небывалый опыт.

Как вспоминал сам Мезьер, до уровня одногруппника Жиро ему было далеко. В шестнадцать лет у него возникла идея отправиться вместе с Жиро в Мексику, где тогда жила мать Жана. Отец и брат Мезьера были больны (из-за болезни брат художника не смог больше учиться в школе искусств, но продолжал и дальше рисовать дома), так что семья посчитала его выходку сумасбродством и посоветовала отправиться вместо Нью-Йорка (именно туда он купил билет) на Луну.

Как и многие французские граждане, Мезьер позже попал в армию и проходил службу в городе Тлемсене на северо-западе Алжира во время Алжирской войны. Спустя два с половиной года он вернулся обратно во Францию за пятнадцать дней до начала алжирского путча. Когда он приехал домой, то был очень разочарован своими ранними работами в сфере комиксов и решил заниматься только иллюстрациями.

В это время издательство Hachette задумало большую серию книг из двадцати томов про историю цивилизации (Histoire des Civilizations). Мезьер поначалу занимался макетами для книг, но потом стал рисовать к ним и иллюстрации. Однако амбициозный проект обернулся настоящей катастрофой для издательства и его быстро прикрыли после пятого тома в избежание дальнейшего коллапса.

Жан Жиро, удивлённый, что молодой и талантливый художник, как и он, тратит своё время на всякую несуразицу знакомит его с сыном известного бельгийского картуниста Жозефа Жиллена (Jije), автора известных стрипов Jerry Spring про Дикий Запад. Вместе с Бенуа Жилленом Мезьер открывает маленькую студию в 1963-м году.

В 64-м году он закончил работать с Жилленом и пообещал Мёбиусу, что встретится с ним в Америке. Однако, по словам Мезьера, он отправился в США через неделю после того, как Жиро вернулся из Мексики. Их долгожданная первая встреча в стране мечты произошла только спустя двадцать лет.

Путешествие в Америку

Он получил рабочую визу через друга Жиллена-старшего, у которого была своя плантация в Хьюстоне. Мезьер думал, что может работать где угодно по всей стране. После нескольких месяцев в Нью-Йорке, художник отправился автостопом в Сиэтл, а потом очутился в Монтане, где работал разнорабочим на ранчо. Путешествие Мезьера закончилось, когда он попал в Сан-Франциско – Эмиграционная служба сообщила, что ему было позволено работать только в Хьюстоне.

В поисках настоящего духа «Дикого Запада» он в спешке покидает город и отправляется в Солт-Лейк сити, где без гроша в кармане находит Пьера Кристена, который преподаёт в Университете Юты. Не без помощи Пьера, Мезьер рисует пару иллюстраций для рекламного агентства и мормонского журнала «Друг детей» (Children’s Friend), а также занимает диван в его квартире на пару месяцев.

Во время своего удивительного пребывания в Америке Мезьер нисколько не желал снова возвращаться к комиксам, но наступила зима и ранчо превратилось в замёрзшее кладбище. Он опять остался без денег, и Пьер предложил снова вернуться к стрипам. Они сделали шесть страниц и отослали их Жиро, тот показал комикс Рене Госинни, автору Астерикса. Он опубликовал их в журнале Pilote, как и несколько других последующих работ. Денег за комиксы хватило, чтобы вернуться обратно домой, где он встретился со сценаристом Blueberry Жаном-Мишелем Шарлье и Госинни для обсуждения дальнейшего сотрудничества.

Возвращение домой

Работы Мезьера понравились Госинни и тот дал ему рисовать The Extraordinary and Troubling Adventure of Mr August Faust, сценаристом которого был картунист Fred, автор Philémon и отпрыск греческих эмигрантов.

Мезьер, слегка шокированный необычным стилем художника, был не очень доволен работой с Фредом: тот никогда не умел  писать внятных сценариев, а делал небольшие пометки, которые изрядно портили ему процесс работы. К тому же, Фред не позволял делать какие-либо правки сюжета. Не смотря на трудные отношения со сценаристом, Мезьер признавал, что он неплохо набрался опыта, но продолжать работать в таком духе он больше не собирался.

Пьер Кристен стал профессором на кафедре журналистики в университете Бордо и на протяжении двадцати лет жил между двумя городами. У него не было опыта в написании сценариев, но он знал комиксы и был довольно начитанным. Оба автора любили научную-фантастику, и Кристен предложил сделать что-то новое, даже если издатели отвергнут их идеи, потому что фантастика в то время считалась второсортным чтивом и очень плохо продавалась, а французский рынок комиксов был переполнен историями про ковбоев и индейцев, ставших символом ушедшего Старого Запада.

Ещё одной из причин работать в научно-фантастическом жанре было влияния политического климата во Франции того времени: они видели свою работу, как оппозицию доктрине Голлизма, основанной на идеях политика и военного Шарля де Голля.

Госсини согласился издать комикс, хотя не любил фантастику, но желал видеть свой журнал разнообразным и новаторским.

Выход Валериана

В 1967-м году в Pilote выходит тридцатистраничная история «Плохие сны» (The Bad Dreams) про дерзкого спецагента Валериана, путешествующего сквозь время и пространство. Его первое назначение – выследить технократа-ренегата Ксомбула из Галаксити, столицы Галактической империи. Ксомбул сбежал в Средние века после того, как разрушил устройство, от которого зависит выживание целого населения Галаксити. После прибытия в XI век Валериан встречает Лорелин, бесстрашную простолюдинку. Она спасает его из беды, и они вместе отправляются обратно в будущее по следам Ксомбула, где одолевают преступника.

Когда я рисовал «Плохие сны», Пьер написал: «Большое красивое изображение мегаполиса». О-ля-ля! Я тогда запаниковал, но мы решили, что справимся. И сегодня это уже стало узнаваемым стилем.

В ранних историях Лорелин всегда оставалась в тени главного героя, но со временем образ персонажа начал претерпевать изменения. Кристен никогда не нравились клишированные образы женских героинь в комиксах, считая их глупыми пустышками, кроме Барбареллы, но учитывал очевидную эксплуатацию её сексуального образа Жан-Клодом Форестом. Сценарист всегда настаивал, что на создание Лорелин больше повлияло феминистическое движение 70-х и книга «Второй пол» Симоны де Бовуар.

 

Во время работы авторы вдохновлялись произведениями Айзека Азимова («Конец вечности»), Джека Вэнса («Голубой мир»), Джона Браннера, Эвана Хантера, Жоржа Сименона и даже Филипа К. Дика.

Однако были и те, кто обвинял их в подражании Форесту.

Позже Госсини дал добро для следующей истории про Валериана – «Город зыбучих вод» (The City of Shifting Waters), где герои перемещаются в 1986-й год для поимки сбежавшего из-под стражи Ксомбула, но Нью-Йорк XX века лежит в руинах и скоро будет полностью поглощён океаном. За ней год спустя последует сиквел «Земля в огне» (Earth in Flames).

Потом вышла «Империя тысячи планет» (Empire of a Thousand Planets) – Валериан и Лорелин отправляются в столицу так называемой Империи тысячи планет, чтобы проверить, является ли империя угрозой для Земли. Новый выпуск был примечателен тем, что персонажи больше не перемещались во времени, а находились в космосе и путешествовали на другие планеты, подобно классическим героям космической оперы.

Не ожидая столь громкого успеха, комикс обретает культовый статус. Сюжет про антигероя и его спутницу из прошлого становится одним из пяти самых продаваемым комиксом издательства Dargaud, а последний том (двадцать первый по счёту) вышел в 2010-м году. Комикс переведён на одиннадцать языков, включая русский.

В 80-х Dargaud пыталось попасть на американский рынок, однако потерпело фиаско из-за ужасной маркетинговой компании и негативных отзывов. Американской аудитории было сложно свыкнуться с социальными комментариями Кристен, который был либералом (как и его соавтор) и сочинял истории про изгоев, тиранов, осуждал диктатуру и колониализм. Читатели хотели типичную космическую оперу с бластерами, совсем не ожидая политический подтекст в нарративе французского сценариста.

В один год с Валерианом свет увидел и другие стрипы в НФ жанре: Luc Orient Мишеля Ренье и Эдди Паапе, а также Lone Sloane несравненного Филиппа Дрюлье. Благодаря им появился легендарный журнал Métal hurlant (в Америке он выходил под названием Heavy Metal).

Наследие

Валериан повлиял на целое поколение фантастов, как на родине, так и за рубежом.

Один из самых интересных казусов произошёл во время выхода «Звёздных войн» Джорджа Лукаса. Мезьер был крайне удивлён (и немного взбешён) сходством мира Лукаса со своим творением и после этого нарисовал в Pilote за 1983-й год рисунок, где Люк Скайуокер и Лея Органа встречают в баре Валериана и Лорелин.

«Посол теней» — первый комикс про приключения Валериана, который вышел в Америке

Мезьер создавал концепты к экранизации повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» Петера Фляйшмана, но в итоге его наработки практически не попали в фильм. До этого он работал над «Ледяным народом» (The Ice People) по мотивам одноимённой книги писателя-фантаста Рене Баржавеля, но фильм так и не был снят.

Эхо работ Мезьера присутствует и в «Конане-варваре» Джона Милиуса.

В 1991-м году режиссёр «Подземки» и «Никиты» Люк Бессон, страстный поклонник серии, приглашает Мезьера (и Мёбиуса) поработать над концепт-артом для своего будущего фильма «Пятый элемент», но производство проекта заглохло на некоторое время, поэтому Мезьер вернулся к Валериану, а Бессон ушёл снимать «Леона». Позже художник отсылает копию законченного тома «Круги силы» (The Circles of Power) постановщику – и Корбен Даллас становится водителем знаменитого жёлтого такси, а не обычным работягой с ракетной фабрики.  Мезьер также разработал для фильма городской пейзаж Нью-Йорка будущего, Флостонский круизный лайнер, различную технику и один из вариантов облика инопланетной оперной певицы Плавалагуны.

Во время работы над картиной Бессон решил, что нынешний уровень спецэффектов слишком низок, чтобы продемонстрировать столь визуально богатый мир, поэтому начал планировать экранизацию мечты только после выхода «Аватара» Джеймса Кэмерона. Желая воплотить на экране безумно наивный, но приключенческий дух первоисточника, Бессон решил спонсировать проект силами своей компании EuropaCorp, когда другие попросту отказались.

За основу Бессон взял шестой том «Посол теней» (Ambassador of the Shadows). По сюжету Валериан со своей напарницей сопровождают нового посла от Земли на космическую станцию, где собираются представители различных инопланетных цивилизаций для урегулирования отношений между собой. В этот раз Земля станет во главе совета станции и посол хочет предложить другим планетам федеративный союз с землянами. А станцию, кстати, основала таинственная раса Теней (если снова упоминать про влияние Валериана на фантастику, то вполне можно увидеть ноги «Вавилона-5» Стражински), которая манипулирует всеми известными силами в галактике.

Получилось ли у Люка Бессона вспомнить былое и снять что-то удивительное, вы узнаете уже в кинотеатре.

«Валериан и город тысячи планет» вышел в российский прокат 10 августа.

Статья написана по материалам из интервью The Comics Journal #129 и #260.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добро пожаловать в реальный мир *