217

Стивен Моффат: Я уже слишком стар для такой напряжённой работы

Стивен Моффат и Сью Верчью

В рамках «Академии Первого Канала» в конце февраля в Москве состоялся мастер-класс для телевизионных сценаристов и продюсеров, в котором приняли участие автор сценария к сериалам «Шерлок» и «Доктор Кто» Стивен Моффат и его жена, по совместительству продюсер «Шерлока», Сью Верчью.

Создатели сериалов в режиме онлайн ответили на вопросы зрителей и рассказали о трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться в процессе работы, о влиянии зрителей на сценарии и о своих любимых телешоу.

Напомним, что в настоящий момент идут съёмки рождественского спецвыпуска «Доктора Кто», по окончанию работы над которым Моффат покидает должность шоураннера сериала и передаёт её своему коллеге по сценарному цеху, Крису Чибнеллу.

 

Как зритель, я не хочу, чтобы создатели моих любимых телепрограмм спрашивали меня, что им следует делать, я хочу просто включить телевизор и смотреть!

 Стивен Моффат

Расскажите о перезапуске «Доктора». Какая цель стояла перед создателями обновлённого сериала?

Стивен Моффат
Ну, к счастью, эта цель стояла не совсем передо мной. Возрождением сериала мы обязаны Расселу Т. Дэвису, а я же начинал просто как член сценарной бригады. Задача, которую поставил Рассел, заключалась в том, чтобы шоу, которое когда-то в детстве нравилось нам, могло понравиться и современному зрителю. Помимо этого он хотел расширить целевую аудиторию, ведь оригинальный сериал в основном смотрели только мальчики, а нужно было сделать так, чтобы к ним могли присоединиться девочки или даже зрители постарше. По-моему, ему это прекрасно удалось. А вот уже когда я пришёл в сериал, передо мной стояла другая задача – у нас уже было отличное шоу, осталось только не испортить его.

Какова Ваша роль, как шоураннера, в написании сценария, и как авторы взаимодействуют друг с другом?

Стивен Моффат
В отличии от «Шерлока», над которым работало всего три постоянных сценариста – я, Марк Гэтисс и Стивен Томпсон, – в распоряжении «Доктора Кто» имеется большая группа авторов, и я, как их руководитель, должен разработать структуру сезона, выслушать их идеи, предложить свои собственные, чтобы по итогам мы имели представление, каким будет предстоящий сезон. Обычно мы придумываем какой-то центральный сюжет, вокруг которого будет строиться всё остальное, решаем, какие из идей мы используем в эпизодах, и затем распределяем, кто что будет писать. К примеру, когда мы начинали работу над вторым сезоном «Шерлока», я знал, что Марк, будучи специалистом по хоррорам, очень хотел заняться эпизодом по мотивам «Собаки Баскервилей». Так что, конечно, мы сразу решили, что её должен написать именно он.

Когда сценарий закончен, мы вновь собираем всю команду – обсуждаем, придумываем что-то новое, переписываем, в конце работы никто уже не может точно сказать, кому именно принадлежит та или иная идея. Иногда бывают случаи, когда проще написать сценарий заново, чем пытаться улучшить то, что есть. Для нас главное – подготовить сценарий, а то, как мы это сделаем, уже не так важно.

Учитываете ли вы реакцию аудитории, когда пишете сценарий, и добавляли ли в него когда-нибудь идеи зрителей?

Сью Верчью
– Мы, конечно, общаемся со зрителями через социальные сети, но всё-таки никогда не стремились использовать их идеи в эпизодах. Со сценарной точки зрения это не очень хорошо, всё же авторы должны работать максимально независимо. Чужое мнение всегда интересно, но не стоит постоянно на него ориентироваться – его лучше внимательно выслушать, понять, чего от вас хотят, а затем как бы отложить это в сторону, и продолжать делать то, что считаешь нужным.

Стивен Моффат
 Видите ли, люди не всегда сами понимают, что им нужно. И, говоря об этом, я и себя имею в виду! Например, я бы не хотел, чтобы создатели моих любимых телепрограмм приходили ко мне и спрашивали, что им следует делать, я хочу просто включить телевизор и смотреть! Мне кажется, что чтение твитов это не лучший способ контакта с аудиторией. Если хотите знать, чего хочет зритель, можно провести соответствующие исследования, но имейте в виду, что они скорее помогут понять, как вы могли бы преуспеть в прошлом сезоне, нежели дадут рецепт успеха в следующем. Хотя, конечно, это тоже может оказаться полезным. Однажды нам пришлось прибегнуть к помощи фокус-групп, это было в самом начале работы над «Шерлоком», когда был снят пилотный эпизод. И это действительно оказалось очень интересно, иногда я поражался тому, какие точные замечания они делали.

Сью Верчью
 Было, конечно, немного страшно смотреть, как все эти люди обсуждают результат твоей работы, но всё равно было очень интересно. В основном нам говорили про Мориарти, который отсутствовал в первом варианте серии, в то время как все очень ждали его появления. И это было единственное, что мы изменили для телеверсии, исходя из мнения зрителей. Остальные коррективы вносились по иным соображениям – нам увеличили хронометраж на полчаса, так что Стивен и Марк должны были написать новые сцены, так появилось несколько сюжетных линий вроде взаимодействия Шерлока с полицией или появление его брата, Майкрофта, которого все сначала принимают за Мориарти. Также нам выделили больший бюджет, что позволило улучшить качество съёмки и отразилось на внешнем виде главных героев.

 

 Персонажей стоит воспринимать как своих друзей – ты знаешь, что они говорят, но не всегда знаешь, о чём думают

 Стивен Моффат

Марк Гэтисс и Стивен Моффат на съёмках «Шерлока»

Присутствуете ли вы на съёмках и вносите ли какие-то правки в сценарий прямо на площадке?

Сью Верчью
Марк Гэтисс всегда старается быть на площадке, когда не занят сценариями. Это очень положительно сказывается на работе. Сценаристу полезно находиться в гуще съёмок, наблюдать за процессом, а режиссёру легче работать, когда он знает, что рядом есть человек, знающий историю целиком. И если кто-то предлагает внести какие-то изменения, лучше, чтобы сценарист был рядом.

Стивен Моффат
 На этот счёт у меня есть правило – я не буду возражать, если кто-то захочет поменять текст, но в любом случае обязательно должен быть снят оригинальный вариант, прописанный в сценарии. И уже потом, в процессе монтажа, мы смотрим, какая из версий получилась лучше.

Сью Верчью
Актёры всё время просят поменять какие-то реплики, и в результате могут родиться действительно хорошие и интересные идеи. Но в основном мы стараемся оставить всё так, как было, тем более, что у съёмок есть жёсткое расписание – мы ограничены во времени и просто не имеем возможности экспериментировать без конца. Хотя бывало и такое, что сценарий появлялся за несколько минут до записи или дорабатывался прямо на площадке, пока рядом вовсю шли съёмки.

Стивен Моффат
Ну да, я же профессионал.

Думаете ли вы о бюджете, когда работаете со сценарием?

Сью Верчью
Когда я в первый раз читаю сценарий, я стараюсь делать это не как продюсер, а как зритель. Потом я перечитываю его и тогда уже начинаю думать о бюджете. Например, если в истории появляется вертолёт, я пытаюсь понять, обязательно ли мы должны его увидеть, или нам достаточно услышать звук лопастей. Всегда стараешься найти способ сократить расходы, не нанеся при этом вреда сценарию. Постоянно думаешь, можно ли снимать днём, а не ночью, или как бы перенести действие с улицы в помещение. Уличные съёмки вообще очень сложные и дорогие – не всегда разрешают снимать там, где нужно, у нас даже с парковкой были большие проблемы. Очень дорого перекрывать движение на улицах, приходится заканчивать съёмки строго к определенному часу. А ведь Лондон очень важная часть историй про Шерлока Холмса, мы стараемся передать его атмосферу, несмотря на все эти трудности. Надеемся, у нас получается.

 Как происходит создание персонажей?

 Стивен Моффат
Ну, основные герои «Шерлока» и «Доктора Кто» были придуманы задолго до того, как я начал работать над сериалами, поэтому с нуля в основном приходится придумывать только каких-то дополнительных персонажей. Новое действующее лицо изначально возникает как некая карикатура – кто-то очень нервный, кто-то весёлый, кто-то сердитый. Когда приступаешь к сценарию, этого уже становится недостаточно, в процессе придумываются детали, герой усложняется. Иногда требуется очень много времени, чтобы он смог как следует развиться. Ты понимаешь, что персонаж действительно работает, когда у него от тебя появляются секреты. Быть может, я не до конца понимаю, что на самом деле происходит между Молли и Шерлоком, но ведь по большому счёту мне этого и не нужно. Думаю, персонажей стоит воспринимать, как своих друзей – ты знаешь, что они говорят, но не всегда знаешь, о чём думают.

 Можете ли вы дать рекомендации по построению монолога?

 Стивен Моффат
Когда я собираюсь дать герою большую речь, я всегда задаю себе вопрос – имею ли я на это право? Нельзя просто так вписать в историю монолог потому, что вам нравятся такие сцены. В жизни нам редко выпадает возможность долго что-либо говорить, в нашу речь постоянно кто-то вмешивается, мы то и дело перебиваем друг друга. Я, конечно, не пытаюсь сказать, что «Шерлок» или «Доктор Кто» очень похожи на реальную жизнь, но всё-таки считаю, что прежде чем включить монолог в сценарий, сперва нужно создать подходящие для этого условия, продумать ситуацию, в которой произнесение речи будет уместно – у героя должен быть достойный повод для такого вулканического выброса эмоций, а у других персонажей – повод замолчать и выслушать его.

Сью Верчью
Со своей стороны должна сказать, что снимать монологи всегда сложно, в особенности это серьёзное испытание для актёров. Большая сцена это большая нагрузка, и они всегда очень волнуются, когда мы их снимаем.

 

Фото со съёмок серии «Собаки Баскервиля»

А какой момент в работе над сериалом был для вас самым сложным?

 Сью Верчью
Для меня и Марка это была сцена в овраге из «Собак Баскервиля». Очень тяжёлые ночные съёмки, мы все дрожали от холода. Марк потом не мог смотреть на эту сцену в телеверсии.

Стивен Моффат
А я в ней не участвовал, поэтому мне она нравится.
Но вообще, наверное, это был ещё и самый сложный сценарий, Марку было очень тяжело его писать. Как-то он прислал мне наполовину готовый текст, и сказал, что не может продолжать работу. Я прочёл его и ответил: «Ты что, с ума сошёл? Это же самая потрясающая вещь, которую я когда-либо читал! Даже представить не могу, чем же всё кончится», на что Марк в полном отчаянии сказал: «Вот и я тоже!». Поверьте, сценарий это большое испытание. Для меня всегда самое сложное – это закончить сценарий, который сейчас лежит передо мной. Я каждый раз уверен, что никогда не смогу его дописать.

Сью Верчью
А я на это отвечаю: «Ты всегда это говоришь, и всегда всё заканчиваешь».

Стивен Моффат
И я говорю: «Да, но в этот раз это серьёзно!».

Сью Верчью
А я говорю: «И это ты тоже всегда говоришь!».

Стивен Моффат
И так продолжается до тех пор, пока я не допишу этот сценарий и не перейду к другому.

А что бы Вы никогда не стали вводить в свой сценарий?

 Стивен Моффат
 Для меня на самом деле есть только одно ограничение. На первый взгляд это покажется простым, но это не так. Самое главное правило – не будьте скучными. Я попробую объяснить, что лично я подразумеваю под этим. Представьте человека, который не собирается сегодня смотреть «Доктора» по телевизору. Вместо этого он планирует, например, пойти в паб. И у вас есть всего одна минута, чтобы заставить его изменить свои планы. Вы должны использовать эту минуту так, чтобы он больше не хотел выходить из дома, гулять по пабам, знакомиться с девушками, влюбляться и жить долго и счастливо. Сделайте всё возможное, чтобы он просто сидел на диване перед телевизором и толстел, смотря ваше шоу! Цепляйте его внимание чем угодно – загадкой, монстром, взрывом, красивым лицом, завораживающей музыкой, неважно! Это вечное противостояние между пультом и пабом. В сценариях я часто вижу моменты, в которых абсолютно ничего не происходит, и на вопрос, зачем они нужны, автор говорит, что это объясняет события следующей сцены. Так вот не надо ничего объяснять, ваша задача – развлекать! Зритель не останется равнодушным, если вы будете восхищать его, смешить, пугать, интриговать. Можете даже раздражать! Но не пытайтесь навязать ему то, что на самом деле неинтересно. Привлеките его внимание, а потом вознаградите за это. И чем больше зритель будет вестись на ваши приёмы, тем более изощрёнными они должны становиться. Сделайте так, чтобы он не заканчивал просмотр в том же положении, в котором начинал – пускай липнет к экрану или наоборот прячется под диван. Это и есть ваша цель – вызвать реакцию.

За кадром

Какие у вас любимые сериалы?

Сью Верчью
«Во все тяжкие», «Западное Крыло». Если говорить о комедиях, то «Компьютерщики».

Стивен Моффат
Оригинальная британская версия «Офиса», «По долгу службы», «Убийство на пляже», над которым работал Крис Чибнелл. Трудно выделить какие-то конкретные передачи, их на самом деле было много.

Стало ли сложнее работать с актёрами «Шерлока» после того, как их стали приглашать в голливудские блокбастеры, и сказалось ли это на гонорарах?

 Сью Верчью
К счастью, в Голливуде им и так платят очень хорошо, так что они не требовали у нас поднимать им гонорары. И нет, на самом деле они совсем не изменились, всё так же возвращались к нам и рассказывали об очередных кошмарных съёмках, в которым им довелось участвовать. Разве что становилось всё сложнее синхронизировать наши графики из-за их сильной занятости, но в остальном работать с ними было всё так же здорово.

Пара слов о последнем телесезоне

Стивен Моффат
Знаете, последние два года были самыми сложными в моей жизни. Ещё никогда мне не приходилось так интенсивно работать. За это время я подготовил четырнадцать серий «Доктора», из которых, кажется, шесть, написал сам, в остальных помогал что-то переписывать, плюс три эпизода «Шерлока» – честное слово, я уже слишком стар для такой напряжённой работы. В такие моменты я напоминаю себе, как мне чертовски повезло –  мне довелось работать над такими замечательными сериалами, и многие мне завидуют, но иногда действительно бывает очень непросто. Как-то у меня было два выходных дня подряд впервые за последние два года, я даже не мог придумать, что мне с ними делать, настолько я втянулся в работу.

И всё-таки можем ли мы рассчитывать на пятый сезон «Шерлока»?

Сью Верчью
Мы по-прежнему не можем ничего сказать по этому поводу, мы даже не спрашивали ни у кого из съёмочной группы, смогут ли они когда-нибудь выделить пять месяцев, чтобы приехать в Уэльс и начать работать.

Стивен Моффат
У нас с Марком ещё не было ни единого разговора на эту тему. Надо сперва покончить с «Доктором», а пока что у нас не было времени сесть и как следует подумать о будущем «Шерлока». Все, конечно, мгновенно заводятся, как только кто-то поднимает эту тему, но поверьте, мы не стараемся раздразнить вас, мы просто действительно ещё сами ничего не знаем. Конечно, никто из нас не хочет, чтобы сериал заканчивался, но всякое может быть…

И напоследок можете дать какой-нибудь финальный совет для начинающих сценаристов и продюсеров?

Сью Верчью

Продюсерам я, наверное, могу порекомендовать прежде всего быть честными. В особенности, если вы в чём-то не разбираетесь, не бойтесь в этом признаться и попросить помощи у профессионалов.

Стивен Моффат
А я в свою очередь скажу, что в этой профессии нет смысла делать что-либо, если это не нравится вам самим. Вы обязательно должны любить свой проект. Пожалуйста, не думайте, что даже если он не нравится вам, наверняка найдутся другие люди, которым это придётся по вкусу. Старайтесь просто сделать шоу, которое вы сами хотели бы посмотреть. Никто не скажет вам, как угодить всем зрителям, нет никакой магической формулы для этого. Но по крайней мере, если вы с любовью подойдёте к работе над проектом, даже если он в итоге окажется неудачным, будет как минимум один человек, которому он точно понравится.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добро пожаловать в реальный мир *