Писать что-то критично разгромное о «Трансформерах» Бэя – это весьма неблагодарная работа. И причина даже не в том, что работа над такими текстами просто-напросто утомляет. Дело скорее в том, что Бэй уже заслужил похвалу как за выслугу лет, так и за общее упорство, с которым он делает свои фильмы (и в частности – сагу о Гигантских Человекоподобных Роботах).
Как Кино (с желанной большой буквы) «Трансформеры» кончились уже после первого фильма. Связано это было с тем, что Стивен Спилберг, человек, когда-то сам сделавший культовую картину про мальчика и пришельца, после первого фильма уже не так пристально следил за сценарным качеством – вместо этого он просто обналичивал чеки за новые части франшизы. Может, оно и к лучшему.
Вот только это означало, что на смену обаянию первого фильма (в котором Спилберга даже больше, чем Бэя) пришли шутки про мошонку (РОБОТА!), супермодели (чего стоит Меган Фокс, лежащая на чоппере) и такая тьма рекламы в кадре, что после нее пре-роллы на YouTube уже далеко не такие раздражающие.
Мы все дико злились по поводу второго (вроде бы хорошего, но что-то было не то), третьего (долго, сложно, глупо) и четвертого (Бэй уже втирает нам какую-то дичь) фильмов, но при этом шли на них, надеясь, что ВДРУГ режиссер осознал свои ошибки – и решил их исправить? Результат был предсказуемым: нет, Бэй все еще верен себе, и глубина выреза все еще перевешивает глубину сюжета.
Собственно, к пятому фильму ситуация не меняется. Самая сочная женщина в кадре – обладатель трех докторских степеней в Оксфорде (ведь все выпускницы Оксфорда должны выглядеть аки супермодели – мы в мире Майкла Бэя). Скромного изобретателя играет Марк Уолберг (ведь все скромные изобретатели должны иметь бицепс убийцы – мы в мире Майкла Бэя). Самый нелепый персонаж в фильме обязательно должен быть сыгран самым компетентным актером (а тут таких даже двое – сэр Энтони Хопкинс и Джон Туртурро в камео).
Мир, который показывает Бэй, до зубовьего скрежета глупый и абсурдный. Сюда же можно вписать необходимость лицезрения самых пошлых (и оттого еще более нелепых в де-факто детском фильме) шуток.
Но именно это, в конечном счете, делает пятую часть «Трансформеров» великим блокбастером. К «Последнему рыцарю» вы либо принимаете правила игры Бэя – либо не играете вовсе. Если принимаете (как автор этого текста) – мир начинает удивительным образом работать. Марк Уолберг вдруг становится драматическим актером и убедительным героем. Выпускница Оксфорда с шикарным вырезом уже не воспринимается как объект обсуждения «с пацанами за пивом» – ты начинаешь учиться еще и слушать, что именно она рассказывает (а рассказывает она, кстати, важные для сюжета вещи). Ну и вырез, кхм, тоже ого-го.
Наибольшую метаморфозу переживает сэр Энтони Хопкинс: когда-то сыгравший Ганнибала Лектера, Хопкинс в «Трансформерах» выпускает свою самую веселую сторону – хитрожопого старичка с совершенно ребяческим подходом к жизни. И от него просто глаз не оторвать: хотя он явно во все это полез ради ипотеки или кредитного телевизора, будучи великим актером он решил взять от этого опыта максимум – и в итоге крадет каждую сцену, в которой присутствует.
Что касается сюжета: он тут тоже есть. Оставшихся на Земле Трансформеров выслеживают и убивают за все хорошее, что они успели разрушить. Оптимус Прайм в это же время бороздит просторы космоса в поисках своих создателей. Этих создателей он вознамерился порубить в фарш в финале четвертого фильма за все хорошее, что Трансформеры успели разрушить – однако Прайма ждет открытие, которое может финально прикончить все человечество (а заодно перевернуть наше представление о роли Трансформеров в истории). В общем, все как обычно.
Сюжет служит перебивкой между все еще увлекательными и масштабными экшн-сценами, в которых не взрывается разве что только сам воздух. Отдельного респекта заслуживает погоня на суперкарах по Лондону – не в последнюю очередь из-за участия в ней уже расхваленного Хопкинса. Да и вообще: во всем, что касается картинки, Бэй держит планку и даже задирает ее на невиданные высоты.
Единственным минусом хочется назвать хронометраж. Все же блокбастер (особенно от Бэя) может позволить себе не идти два с половиной часа. Когда на экране происходит столько всего одновременно, даже лишние десять минут могут показаться пыткой. А тут переборщили на полчаса.
«Последний рыцарь» – это «Трансформеры» Майкла Бэя, выкрученные на самый максимум парадоксальности. Зубодробительно плохие шутки тут соседствуют с действительно смешными моментами, глупая драма существует бок о бок с действительно пронзительными сценами, а Марк Уолберг умудряется находиться в кадре вместе с Ганнибалом Лектером – и выступать при этом на одном актерском уровне.
Собственно, в этом же кроется парадокс существования самого Бэя. В мире, где людям хочется все большей глубины и оригинальности, все еще ходит человек, который превыше всего ценит большие взрывы и супермоделей.
Дай ему Бог здоровья.
Свежие комментарии